Wednesday, October 29, 2008

Сервис и продукт: разница

Привет,

этот блог-пост решил сделать по-русски. Такой вот у меня получается блог-полиглот.

Подумал сегодня, как описать далёкому от IT в целом и программирования в частности человеку, что есть сервис и в чём разница между сервисом и продуктом. И первое, и второе продаётся за деньги. Вопрос: что лучше? Но об этом после объяснения.

Представьте себе сапожника. Хорошего сапожника. В маленьком городке. У него уже своя клиентура. Люди передают из уст в уста. Когда народу набирается много, у сапожника hands dirty all the time - много работы. Это сервис. И вдруг сапожнику в одну из бессонных ночей (программисты поймут: во время сложного проекта бывает иногда не до сна или просто не можешь долго успокоиться, потому что постоянно думаешь) приходит в голову гениальная мысль: создать сапожно-починочный механизм (воображаемый в рамках этой иллюстрации). Теперь сапожник постепенно переключается на продажу механизма, который чинит сапоги. Это называется продукт. Разница тоже очевидна: когда сервис, сапожник за каждый раз получает деньги, пусть не большие, но каждый раз, когда клиенту нужно починить обувь (а это может быть не так и редко). А когда продукт - механизм, - от каждой продажи можно выручить немаленькие деньги, но - одному клиенту продал, он исчез. Когда механизм забархлит, может быть, клиент вернётся за починкой сапожно-починочного механизма. Теперь нужно расширяться - ездить в соседние города и продавать механизм уже там.

Теперь мнение. Такое: на мой взгляд IT индустрия начала плавный, но уверенный поворот в сторону сервисов. Все профессиональные сапож.. программисты понимают, что создание сервисно-ориентированной схемы бизнеса - это прибыльно и более предсказуемо: вся начинка по сути остаётся в руках компании, а результат достаётся клиенту. Как и в случае с продуктом. А ведь может быть такой продукт, который уже немеренно поедает ресурсов компьютера клиента, чтобы выполнить свою задачу. Что же тогда? Тогда клиенту нужно закупать новые компьютеры, создавать кластер, распараллеливать... Вообщем, долгая история. А создателю продукта это сделать проще: у него есть конкретная цель и фокус на рынке. Значит, многие продукты начнут постепенно переходить в состояние сервисов. Пример: раньше антивирус съедал процессорное время, память и запись / чтение диска, теперь будет функционировать в виде сервиса, где вся работа выполняется удалённо. Что нужно? Преотличный интернет (постепенный, но уверенный процесс роста в этом смысле налицо). Плюс нужно решить задачу с безопасностью, security. Ведь с продуктом вроде легче: купил, установил, настроил, разрешил в файерволе и вперёд. В случае сервиса нужно основательно продумать архитектуру взаимодействия пользовтеля с сервисом: чтобы противостоять натиску желающих воспользоваться чужим паролем.


Собственно, всё. Надеюсь, пример с сапожником окажется полезным, если Вы захотите объяснить / понять разницу между продуктом и сервисом. Подумайте над примерами сервисно- и продуктно-ориентированной бизнес-моделей. Возьмите крупные компании (лучше всего конкурентов).

No comments: